Начала работу в июне 1964 года. Открытию предшествовала поисковая работа воспитанников Дворца из клуба красных следопытов «Орленок». Над формированием фондов музея работала методист туристско-краеведческого отдела, руководитель музея пионерской славы Ведякова Анастасия Петровна. Более семи месяцев следопыты собирали сведения о связях Н.К.Крупской с Южным Уралом, разыскивали людей, которые встречались или переписывались с Крупской лично.
Экспонатами комнаты-музея стали фотокопии писем из переписки Крупской с южноуральцами; рисунки; копия письма Веры Дридзо, личного секретаря Надежды Константиновны; редкие исторические фотографии.
Оформлена комната художником Леонидом Николаевичем Никитиным.
В 1967 году было принято решение присвоить Дворцу имя Надежды Константиновны. Одним из оснований для этого решения была названа большая краеведческая поисковая работа, связанная с жизнью и деятельностью Н.К. Крупской. «Совет Министров РСФСР постановил: принять предложение Челябинского облисполкома о присвоении имени Надежды Константиновны Крупской Дворцу пионеров и школьников г.Челябинска и впредь именовать его – Дворец пионеров и школьников имени Н.К.Крупской. 2 ноября 1967 года».
С 1967 по 1991 год музеем руководила Побойкина Валентина Яковлевна.
Поисковая группа музея совершила несколько экспедиций «По следам большой жизни», поездку по ленинским местам в Сибири, посетили мемориальные музеи в Шушенском, Минусинске и Красноярске. Обязательной частью воспитательной работы Дворца стали экскурсии в комнату-музей Н.К.Крупской. Экскурсоводов готовили в клубах «Лениниана» и «Орленок». В комнате-музее проводились торжественные приемы в пионеры и комсомол, встречи с почетными гостями Дворца.
В 1989 году, в год 120-летия со дня рождения Н. К. Крупской, в Москве на ВДНХ, в юбилейной экспозиции были представлены материалы Челябинского Дворца. Следопыты приняли участие в научно-практической конференции. За активное участие оргкомитет наградил челябинцев памятными медалями ВДНХ.
В начале 90-х была реорганизована в музей истории Дворца пионеров и школьников.
Библиография: