Мы берём с собой в дорогу вместе с «ЧеМодАНом»…
Разговор о деятельности коллектива социально-педагогической направленности «ЧеМодАН» (Челябинский молодёжный актив неугомонных) хотелось бы выстроить в жанре свободного общения. А для этого предлагаем использовать текст выступления детей, обучающихся в «ЧемодАНе», на Всероссийском конкурсе «Воспитать человека – 2019» в конкурсном испытании «Визитка конкурсанта, подготовленная командой обучающихся» (3-х минутное выступление, раскрывающее суть деятельности педагога в образовательной организации). «Чемодановская» визитка произвела впечатление на зрителей из разных уголков нашей страны и послужила отправной точкой интереса к педагогу из Челябинска Савельеву Михаилу. Поэтому мы будем комментировать «детский текст», точнее, текст, написанный для детей Ридель Еленой. Попробуем?
Здравствуй многоликая Россия!
Нас с поклоном до земли прислал
Мастер дел бессмертных, мудрый, статный
Батюшка родной Седой Урал!
-Внимание! Внимание!
Предлагаем горящие путёвки по Челябинской области!
-Ведь только у нас Весёлый экскурс по заводским будням!
-Комфортабельные пятизвёздочные палатки!
-Захватывающие аттракционы с горной полосой препятствий!
-Комната смеха во Дворце пионеров и школьников имени Надежды Константиновны Крупской и многое другое… Спешите!
Этот текст был придуман… более десяти лет назад! И лишь в этом году, отвечая на вопрос: «Сколько ещё лет ваши «чемодановцы» будут открывать свои выступления именно этими словами?», мы задумались над тем, почему текст не стареет и по-прежнему интересен новым поколениям детей?
Пожалуй, это первое, что объединяет разные возрастные категории людей – отношение к месту где ты родился или живёшь. У нас с детьми есть тайна – мы любим Челябинск! А на сегодняшний день это достаточно непростая задача. К сожалению информационный поток о городе, где мы живём, не отличается радужными красками, и современному молодому поколению трудно конкурировать с мнением взрослых. Хотя детям не свойственно не любить изначально. И даже в жёстком споре о кульминационной точке четверостишья, когда за 10 секунд первого появления на сцене они «обязаны» заинтересовать зрителя местом своего рождения, ребята не сразу, но с большим удовольствием, приходят к единому мнению, что говорить россиянам об Урале и Челябинске без любви невозможно! Мы все переживаем разные периоды в жизни, собственных отношениях, но есть то неизмеримо ценное и неизменное, что с детства не должно поддаваться сомнениям. Мы любим не проблемы или их отсутствие, мы любим конкретную географическую точку под названием Челябинск, где идут самые чудесные годы «чемодановского» детства! Время и знания помогут нам разобраться и правильно оценить исторические вехи, но для этого необходимы положительные эмоции и ощущения детства, подаренные детям красотой, самобытностью, суровой мудростью родного края. Именно об этом мы говорим много и глубоко, чтобы правильно «добраться» до финального «Спешите!» в прологе детской визитки.
- Вам скучно и одиноко? В вашей однообразной жизни не хватает острых ощущений? Детское объединение «Чемодан»! И жизнь становится ярче!
Не верите? Тогда открываем Чемодан: Челябинский молодёжный актив Неугомонных!
Идея создания детского объединения «ЧеМодАН» (Челябинский молодёжный актив Неугомонных) возникла на пути следования лидерского актива города Челябинска из Всероссийского детского центра «Орлёнок» в сентябре 2016 года.
А знаете, сколько времени тратит современный подросток на то, чтобы открыть старый «советский» чемодан? Можно посвятить этому целое занятие! Даже нарисованные стрелки движения кольца не упрощают задачу. Это первый «ключ отношений», который всё время просят ребята, ведь мы то знаем, как открывается чемодан, потому что именно так скрывали свои тайны школьные портфели нашего детства.
Странно, но, именно, эта, казалась бы мелочь, заставила нас задуматься о смыслах бытовой истории и источнике проблем отцов и детей. Если дети хотят узнать, как открывается чемодан, значит и время детства родителей окажется интересным для них … а лучший способ познакомиться с детством родителей – научиться играть в те игры, в которые когда-то играли они. Так возникли детские социальные проекты «#РФчерезИГРУ!» (обучение настольным национальным играм» и «Игры нашего двора». И стоит отметить тот факт, что освоение правилами советской уличной игры для современного подростка – не простая задача. Исчезло само уличное игровое пространство, правила нашего детства кажутся им мудрёными и сложными. Но ведь для нас это было многочасовое сюжетное действие, способ формирования дворовой команды с кодексом чести и уставом собственной детской жизни. Сегодня уличная игра, как жанровое событие, используется в рамках летних тематических смен. В условиях лагеря они вызывают огромный интерес у детей. Поэтому на сегодняшний день проект обучения настольным национальным играм продолжает жить как традиционное дело коллектива, а с прошлого года и содержательный блок дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Чемодан», а проект «Игры нашего двора» так и остался на уровне разового дела коллектива.
Когда три года назад мы придумывали название будущего коллектива, сомнения в первых двух буквах, обозначающих принадлежность Челябинску, не существовало! Хотя название «ЧеМодАН» было принято не сразу. Оно казалось «несерьёзным». Но годы существования доказали правильность русской поговорки «Не место красит человека, а человек место». И это место не первое, не второе, а просто место, которое по праву принадлежит «ЧеМодАНу». Оно особое для каждого из «чемодановцев». Сила дополнительного образования в том, что оно способно выходить за рамки форм и требований, давая возможность маленькому человеку решить или хотя бы прикоснуться к решению собственных проблем. В год открытия мы ожидали увидеть в составе «стремящихся к цели лидеров». Мы их и увидели, но только с небольшой поправкой «стремящихся к цели лидеров… в будущем». К нам пришли и продолжают приходить ребята, у которых есть проблемы в общении и собственной реализации в классе или семье. Конечно «ЧеМодАН» - это не панацея от всех бед, но это ещё одна возможность увидеть другой мир отношений. Сначала мы очень переживали из-за детей, не стремящихся сразу воспользоваться предоставленными возможностями самовыражения. Но понять и правильно оценить ситуацию нам помогли собственное детство и любовь к… Леонардо да Винчи, который провозгласил простое наблюдение главным способом познания мира. В детстве мы не всегда стремимся «участвовать», но находим невероятное удовольствие в том, чтобы смотреть или слушать. Сегодня «переживающим» родителям мы стараемся объяснить преимущества наблюдающего ребёнка, способного оценить общую картину события перед участвующим, ответственного всего за определённую составляющую дела.
Всероссийский детский центр «Орлёнок», лагерь «Комсомольский», Фестиваль культур России!
Именно здесь начинаются «чемодановские» сентябри, полные любви к своей стране и друзьям, говорящим на разных языках.
И эту любовь, замешанную на красоте костюма, слова и танца, мы привозим на суровый и могучий Урал!
Восемь лет мы работаем в организационной группе тематической смены «Фестиваль культур России» (автор образовательной программы фестиваля – Николаев И.Г.). В течение последних четырёх лет рядом с нами работают и отдыхают воспитанники детского объединения «ЧеМодАН» Дворца пионеров и школьников имени Надежды Константиновны Крупской. Удивительно, но каждый новый учебный год для нас начинается именно здесь, в ВДЦ «Орленок», где вера в свои возможности и значимость собственных поступков становятся очевидными для каждого.
Но самое главное, именно здесь родилась идея создания программы, направленной на развитие личностных качеств через важность осознания собственный национальности, места рождения, той богатой культуры, которую, возможно, нужно не изучать, а открывать, потому что она присутствует глубоко в нас и так же естественна, как факт рождения. Нужно всего лишь научиться любить и гордиться.
А это действительно, не простая задача, когда ребята из фольклорных коллективов страны и лидерская прослойка больших городов оказываются собранными вместе в условиях одной тематической смены. Ребята –«народники» более закрыты, нацелены на победы в хореографических и вокальных конкурсах, и, что греха таить, многие из них предпочитают не афишировать занятия народным творчеством. Ведь это… не модно и не «в тренде»! А лидерам не хватает раздолья, их смущают краски национальных костюмов и абсолютное непонимание смысла своего присутствия на фестивале.
Но смысл оказывается прост – рассказать о своей Родине на любом языке, доступном участникам смены: танцуй, пой, говори, играй, рисуй, лепи, сражайся, руководи, подчиняйся, делай всё возможное, чтобы твой дом стал известен и интересен другим. Вот тут и начинается основной «замес», как говорят подростки, когда владение фольклорным жестом, национальным словом, навыками научной работы, географическими знаниями становятся настоящими ценностями, способными сделать из ребёнка истинного лидера, весомого участника или руководителя команды. Всё смешивается в орлятском доме, превращаясь в красочную, нарядную, мудрую и разную Россию. Ни одного назидательного слова о толерантности и необходимости жить в мире за двадцать один день так и не звучит, но эффект пребывания ребят в общем деле делает их ценителями своей и других культур, представителями которых являются их друзья, живущие в разных уголках России.
Здесь рождается соревновательный дух, который по воспитательному значению невозможно сравнить ни с чем! Дети борются не за место, не за звания, они прилагают все усилия и таланты, чтобы поведать о любви, уважении и гордости принадлежности к малому – национальности, дому, а, затем и к большому – великой, разной и единой России! Творцы и лидеры перемешиваются и помогают друг другу ради значимой цели. Они учат друг друга любить так, как умеют делать только они.
Детская фантазия и педагогический опыт предлагают невиданные формы событий – умные фольклорные дискотеки, аукционы Главного, Выборы Ценностей, игры - разгадывания культурного кода России. На южном побережье реконструируются праздники всех регионов страны и звучат многоязычные признания в любви и дружбе друг другу.
Сегодня, когда фестиваль прошёл уже в восьмой раз, практически половина его участников – ветераны тематической смены. Они приезжают сюда ежегодно, гордятся своим предназначением и учатся любить Россию деятельно и без сомнений, как любят только близких и самых важных людей в своей жизни.
Участники смены возвращаются в свой город, совершенно по-другому воспринимая окружающую действительность. А что можем им предложить мы, взрослые? Как использовать детский потенциал в условиях длительной и будничной работы?
…Придумать и реализовать детские социальные проекты:
- «ЧЕК, читайте ежедневно книги!»
- Спешите! Присоединяйтесь! «#РФчерез игру!», играйте в настольные национальные игры!
- «Квест в музее по-Уральски!» Открывайте искусство по-новому!
- «Будь здорова, Ёлочка!» Участвуйте! Праздники в детской больнице!
- «Своя компания!» Помоги ровеснику найти друзей!
Использование технологии социального проектирования в организации детской деятельности позволяет интегрировать формы формального и неформального образования. Изучение технологии – темы занятий дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ социально- педагогической направленности, а реализация проекта выходит за временные, социальные и понятийные рамки стандартного образовательного процесса. Темы проектов ребята выбирают сами, но их направленность носит явный культурный характер. На наш взгляд, это также продиктовано последствием пребывания на тематических сменах в ВДЦ «Орлёнок» и особенностью выбора форм работы детского объединения «ЧеМодАН».
Технология социального проектирования учит взрослых ценить каждый детский шаг, который, порою, нам кажется незначительным. В самооценке детских поступков решающими критериями становятся вечные истины: добрый и злой, важный и бесполезный. Вера в детей, вера в то, что они делают, даже в самое маленькое дело, которое для них может оказаться самым большим и важным в жизни –предназначение педагога.
Сегодня недостаточно мыслить и действовать по шаблонам. Поэтому мы не вправе учить детей искать лишь единственный путь или единственно правильное решение. Ситуация выбора в детском проектировании традиционна и этим безусловно ценна. В 2019 году команда «ЧеМодАНа» представляла социальный проект «Будь сдорова. Ёлочка!» (проведение праздничных программ в больнице) на Всероссийском этапе акции «Я – гражданин России». Для взрослых ребят этот опыт оказался бесценным с точки зрения возможности оценить работу, проводимую в нашем городе. Команды Челябинска отличаются знанием и владением проектной технологии. И когда подобные выводы делают дети, это высокая оценка результата деятельности педагогического коллектива города.
Ого, столько проектов, но как же этому научиться?
Технология «Равный-равному» научи других тому, что уже умеешь сам!
Обращение в технологии «Равный – равному» имеет давнюю историю в нашей практике. Даже была попытка создания дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Твори добро», где второй год обучения полностью строился на основе технологии. Опыт интересный, но… на сегодняшний день используется частично. В этом году мы остановились с ребятами на форме проведения мастер-классов «Мастерская: от увлечения к профессии!», когда детское увлечение может рассматриваться как основа или влияние на выбор будущей профессии. При этом авторами мастер-классов являются не только старшие ребята, но и обучающиеся младшей возрастной категории. Казалось бы, как ребёнок 10-12 лет может рассуждать о выборе профессии в будущем. Но их уверенность и однозначность суждений порой вдохновляет сегодняшних выпускников школ, которые, уже стоя на пороге выбора, испытывают серьёзные затруднения. Они часто советуются с нами в этом вопросе, и мы в первую очередь советуем выбор педагогического пути. Ведь ребята, которые приходят в коллектив социально-педагогической направленности и остаются в нём – это особые люди. Они предпочитают жить интересно и полезно даже в ущерб порой собственным успехам. На наш взгляд, эти качества отличают педагога «рождённого» от «наученного».
Но всё начинается с головы! Владимир Абрамович Караковский: «Говори, что знаешь, делай что умеешь и помни, что дети не любят «пирожков ни с чем»!
Игра за круглым столом – это маленькая модель педагогического воспитания словом, делом, ситуацией, общением и отношениями. Да, мы цитируем Владимира Абрамовича Караковского и гордимся малой Родиной с ним. Сегодня мы «открываем» этого великого педагога для своих детей и… для педагогов России. На Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер 21 века 2019 года» мы стали инициаторами конкурсного задания – создания комикса «Десять заповедей В.А. Караковского» (Комикс (сегодня вид искусства) - серия картинок, с помощью которых ведется связное повествование. Рисованные истории представляют собой интересный синтез литературы и графики. Как и в литературном произведении, здесь имеются главные и второстепенные герои, антагонисты. Текста может вовсе не быть, либо это короткие подписи. "Истории в картинках" близки к анимации и кино). Участниками конкурса являлись обучающиеся и молодые педагоги из тридцати шести регионов нашей страны. Для многих их них «Школа Караковского» оказалась новым открытием в профессии.
А теперь о пирожках! Знаменитые «чемодановские» чаепития!
- А вы чего в чемодане делаете, а?
- Как чего, чаи гоняем!
Дефициту общения – нет! Добрым спорам, дружеским встречам и родительским несобраниям –быть!
Как часто мы пьём чай в «Чемодане»? Такая возможность у каждого ребёнка и взрослого есть всегда! Мы можем просто сидеть за круглым столом, пить чай и разговаривать. Казалось бы, просто… А вы задумывались над вопросом, где и с кем может поговорить современный ребёнок? И насколько возрастает в решении данной проблемы роль занятий в дополнительном образовании? За общий стол часто садятся родители и разговор не замирает на полуслове, он продолжается! Возможность поделиться радостью или сомнениями «безответственно», между глотками чая с вкусным домашним вареньем – это в период «голодания живого общения» очень важная педагогическая миссия.
Когда сегодня мы слышим рассуждения о глобальном одиночестве, хочется сказать в ответ: «Понимаете, как сильно современные дети хотят быть вместе, быть командой, называться верным другом. Они хотят этого больше, чем мы, потому что лишены этого изначально». Говорить сегодня с больших трибун простое слово «дружба» необходимо. Удивительно, но для современных детей это как ноу-хау, как замки старого чемодана. Мы имеем ввиду дружбу живого общения и общего дела. Они искренне считают, что дружить можно в сети интернет. Отношения мельчают и зависят от скорости работы пальцев по клавиатуре. Да и терять друзей в интернете практически не больно. И смотреть в глаза друг другу тоже не нужно. А научиться смотреть в глаза друг другу, ой, как бывает не просто, но уж точно необходимо. И сегодняшних детей этому нужно учить.
Этот фрагмент детского выступления лишний раз подтверждает значительную роль дополнительного образования в жизни детей, когда формы работы допускают свободное общение и неограниченные звонками возможности встреч и доверительных бесед за круглым столом с горячим чаем и старыми чемоданами на декоративной полке.
Игровые технологии! Тема серьёзная. Без наставников не обойтись!
- Вот вам! Мастерская: от увлечения к профессии!
- Каких тут только мастер-классов не бывает!
- Какие не заказываем, таких и не бывает!
- Да, Выбор за нами!
Родители в дополнительном образовании… Когда вашим детям уже за 12 лет, то участие в их «увлечениях вне дома» родителями значительно сокращается. Как это изменить? И нужно ли это менять? Вопрос, на который в «ЧеМодАНе» мы пытаемся найти ответ путём возможного привлечения родителей к общей деятельности. Необходимо воспитывать взаимное доверие взрослых и детей. Ничего так не сближает, как общая деятельность и гордость за близких. Поэтому мы пробуем расширять уже приведённый раннее пример, проведение мастер-классов «Мастерская: от увлечения к профессии» до уровня взрослого наставничества уже состоявшихся в профессии родителей и особенно старших братьев, и сестёр.
А в чём феномен призовой «родительской» банки с домашним вареньем? Он точно есть, но мы ещё не можем его объяснить, так как появилось это направление в нашей деятельности совсем недавно, благодаря студентам – выпускникам, организовавшим «чемодановские» мастер-классы обучения настольным национальным играм в серьёзном и дорогом заведении города. Вечные финансовые проблемы помогли изобрести потрясающий приз – маленькую, декоративно оформленную баночку с домашним вареньем! Соревновательный дух, который поднимает до невероятных высот эта простая и душевно-тёплая награда, делает наши события нарядными и востребованными среди любой возрастной и социальной аудитории. Кампания по изготовлению варенья, правилам упаковки и визуальному оформлению становится отдельным направлением совместной взросло-детской деятельности детского объединения «ЧеМодАН».
-Ты куда?
-Я в медицинский!
-Я в юридический!
- А я в армию!
- А чемодан куда?
- А «ЧеМодАН» с собой!
Бывших чемодановцев не бывает!
Мы говорим своим ребятам, что каждый день собственной жизни важен и неповторим, он несёт в себе содержание, которое обязательно сработает в настоящем и будущем красками совершённых поступков. В детском возрасте мы, с одной стороны, ещё не ограничены рамками правил и запретов, с другой, максимально не уверены в себе. В целях освоения способов преодоления этих «бесшабашных потерь» и возникла в своё время идея создания новой программы жизни «Чемодана».
Недавно на праздничном событии в зале присутствовали первые выпускники объединения. Когда со сцены зазвучали традиционные слова: «Здравствуй, многоликая Россия…», ребята испытали невероятное потрясение, потому что за несколько секунд знакомые с детства фразы оказались способными восстановить атмосферу того счастья и эмоционального подъёма, которую они испытали много лет назад. Они следили за правильностью эмоциональной оценки текста и старались помочь выступающим донести до зрителя искренность и смыслы каждого слова. Андрей Звездаков, выпускник, участник первого и второго Фестиваля культур России, сказал: «Мурашки по коже… Это навсегда».
- Стесняюсь спросить, а Миша и Елена Николаевна здесь причём?
- А они при Всём!
- Самые что ни наесть чемоданы с начинкою!
- Ведь дети так не любят чемоданов ни с чем!
Путешествий, радости, встреч, друзей и сладостей!
Детское объединение «Чемодан» желает вам:«Ни пуха, ни пера!»
Вслед за Константином Дмитриевичем Ушинским Владимир Абрамович Караковский обозначил главною целью – воспитание счастливого человека. И все мы – участники процесса воплощения детских мечтаний и творчества в жизнь. Мы такие же разные, как и наши дети. Но именно вместе мы способны совершать педагогические чудеса, открывать старые и новые чемоданы знаний, ценностей и правил хорошей и доброй жизни….
Мы носим на плечах погоны Добра и Желания сделать мир лучше. И пусть прагматикам всё это кажется утопичным, но у каждого ребёнка должна быть возможность выбора, которую обеспечиваем ему мы – люди самой важной профессии на земле.
Уважаемые друзья! Мы очень надеемся, что опыт детского объединения «ЧеМодАН» сможет пригодиться Вам в ваших начинаниях или подарит, если не идеи, то хотя бы новые краски в ваших педагогических радостных и кипящих буднях! Удачи Вам, друзья!
Елена Николаевна Ридель, Михаил Ильич Савельев