Сборник учебно и информационно- методических материалов Развитие технического конструирования: перезагрузка 2023
Сборник учебно и информационно-методических материалов «Развитие технического конструирования: перезагрузка 2023» / под ред. Ю. В. Смирновой, А. Б. Доможирова, И. Д. Артишевской. — Челябинск: МАУДО «ДПШ», 2024.— 76 c.
4 Одним из завершающих мероприятий работы Муниципальной инновационной площадки стал практико-ориентированный семинар «Изменение содержания учебного предмета “Труд (технология)” и формирование технологической культуры обучающихся в условиях цифровизации образования». Мероприятие проводилось при поддержке Комитета по делам образования города Челябинска совместно с городскими методическими объединениями учителей технологии и педагогов дополнительного образования технической и спортивно-технической направленности. Семинар собрал более 50 участников, среди которых были учителя технологии, информатики, методисты и администрация школ. Программа мероприятия отличалась насыщенностью и включала в себя теоретические лекции, практические занятия и мастер-классы, направленные на повышение квалификации педагогических кадров в области образовательной робототехники и цифровых технологий. В рамках теоретической части семинара были освещены основы работы в среде программирования mBlock. Педагоги получили глубокие знания о базовых принципах программирования в визуальной среде, а также имели возможность создать простые программы, что способствовало их профессиональному росту и готовности к внедрению инновационных методов обучения. Практико-ориентированный семинар «Изменение содержания учебного предмета “Труд (технология)” и формирование технологической культуры обучающихся в условиях цифровизации образования». Введение
5 Практическая часть семинара была посвящена работе с различными наборами для создания роботов. Участники семинара смогли на собственном опыте ощутить себя в роли инженеров-конструкторов, что позволило им лучше понять процесс создания робототехнических систем и их потенциал в образовательном процессе. На второй день семинара были проведены мастер-классы от ведущих педагогов МАУДО «ДПШ», посвященные основам трехмерного моделирования и созданию виртуальной реальности. Эти занятия способствовали расширению горизонтов участников в области современных технологий и их интеграции в учебный процесс. Также был проведен мастер-класс по основам соревновательной робототехники, где участники ознакомились с регламентами соревнований и базовыми правилами участия, что может стимулировать интерес школьников к участию в подобных мероприятиях. Мы рады отметить,что наш семинар стал успешным завершающим этапом двухлетней работы муниципальной инновационной площадки. Это мероприятие не только подвело итог нашим усилиям, но и открыло новые перспективы для дальнейшего развития образовательной робототехники и цифровых технологий в нашем регионе, способствуя формированию технологической культуры обучающихся и повышению качества образования.
6 Содержание Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робот-Панда. Основы робототехники» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеграция. Робототехника» Введение Заключение Проект 1. «Гонки роботов» Проект 2. «Завал на дороге Проект 3. «Кегельринг: сбиваем кегли! Проект 4. «Полоса препятствий Проект 5. «Танцы роботов Проект 6. «Панда на тропе сокровищ Проект 7. «Вечер с фонариками Проект 8. «Робо-футбол Проект 9. «Робо-сеги Проект 10. «Камень ножницы бумага 4 8 24 36 40 45 49 52 55 59 62 65 70 Содержание 6 74
7
8 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Возраст учащихся: 8 - 12 лет Срок реализации: 1 год Дата разработки: 2023 год Направленность: техническая Уровень освоения: базовый Объем: 148 часов Срок освоения: 1 год Авторы-составители: Доможиров Алексей Борисович, методист, ПДО Изюмов Евгений Сергеевич, ПДО Актуальность Программы обусловлена социальным заказом общества на технически грамотных специалистов в области робототехники. Сейчас в России наблюдается острая нехватка технических кадров, а это серьезная проблема, тормозящая развитие экономики страны. Необходимо вернуть массовый интерес молодежи к научно-техническому творчеству. Наиболее перспективный путь в этом направлении - это робототехническое направление, позволяющее в игровой форме знакомить обучающихся с наукой и техникой. Использование образовательных роботов позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию мышления разработчика и инженера. В процессе работы с роботами Codey Rocky обучающиеся приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Codey Rocky обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет обучающимся получить результат в пределах одного или пары занятий. И при этом возможности в использовании роботов очень широкие, и такой подход позволяет обучающимся усложнять поставленные задачи и составлять более сложные программы, проявлять самостоятельность в изучении темы. Воспитательный потенциал Программы. На занятиях в рамках реализации Программы оказывается воспитательное воздействие на обучающегося, способствующее его включению в плодотворное Раздел 1. Пояснительная записка «Робот-Панда. Основы робототехники» Форма обучения: очная. Программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий Виды занятий: беседа, лекция, объяснение, практическое занятие, презентация проекта Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа, перерыв между занятиями 10 минут
9 творчество, формируя самопознание, ценности, наполняя жизнь смыслом. Личностные результаты достигаются через формирование у обучающихся представлений о роли роботизированных моделей в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными способами программирования моделей, которые можно встретить в повседневной жизни, многообразием технических профессий). В содержание Программы включены темы: «Мой Дворец», «Мой выбор». Тема «Мой Дворец» предполагает знакомство с историей и традициями Дворца.Тема «Мой выбор» рассчитана на профессиональную ориентацию обучающихся. Отличительные особенности Программы заключаются в использовании готового робота для программирования. Основной акцент Программы делается на изучение функциональных особенностей роботизированных систем и их программирования. При этом робот Codey Rocky позволяет вносить в свою конструкцию изменения с помощью элементов конструктора Lego Mindstorm. Адресат Программы: 8 - 12 лет. Младший школьный возраст – 6,5-11 лет. Ключевым, психолого-педагогическим аспектом данного возрастного периода является развитие психики детей на основе ведущей деятельности – учения. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Средний школьный возраст - 12-14 лет. Одним из ключевых факторов, характеризующих средний школьный возраст, является развитие мышления. Идеальная форма – то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует,-это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Период характеризуется особенным вниманием ребёнка к собственным недостаткам. Цель Программы: развитие технических способностей обучающихся посредством формирования базовых знаний, умений и навыков в области программирования роботизированных систем через использование высокотехнологичного учебного оборудования, информационно-коммуникационных технологий. Задачи Программы: Личностные: • развивать внутреннюю мотивацию к саморазвитию и самовоспитанию; • формировать культуру общения и поведения в социуме, во временном детском коллективе. Метапредметные: • развитие навыков постановки цели, планирования и осуществления деятельности по ее достижению; • развитие навыков конструктивного взаимодействия внутри коллектива на основе принятых норм взаимоотношений. Предметные (образовательные): • обучить основам программирования роботизированных систем, анализу получаемых от робота данных, использованию данных в работе робота; • сформировать навыки управления образовательными роботами.
10 Планируемые образовательные результаты: Личностные: • обучающийся стремится к саморазвитию и самовоспитанию; • сформирована культура общения и поведения в социуме, во временном детском коллективе. Метапредметные: • способен ставить цель и выбирать пути ее достижения; • владеет и применяет нормы взаимоотношения в коллективе. Предметные (образовательные): • сформированы устойчивые знания, умения и навыки по программированию роботизированных систем, анализу получаемых от робота данных, использованию данных в работе робота; • приобретен первоначальный опыт управления образовательными роботами.
11 2.1 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Робот-Панда. Основы робототехники» № п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во часов Из них: Формы аттестации / контроля теория практика 1. Раздел 1. Основы алгоритмизации 40 14 26 1.1 Вводное занятие «Мой Дворец»: история Дворца пионеров. Инструктаж по технике безопасности. Особенности курса 2 2 - 1.2 Знакомство с программой mBlock. Основные элементы программы. Основные алгоритмические конструкции 4 2 2 1.3 Основные категории работы с персонажем. Создание простых алгоритмов 8 2 6 1.4 Анимация персонажа. Спрайты 4 2 2 1.5 Категория «Операторы». Математические действия. Переменные 4 2 2 1.6 Категория «Сенсоры». Использование условий 4 2 2 1.7 Игра «Падающие фрукты» 6 2 4 1.8 Игра «Истребитель». Текущий контроль 8 - 8 практическая работа 2. Раздел 2. Робот Codey Rocky 54 19 35 2.1 Знакомство с роботом Codey Rocky. Ручное управление роботом 2 1 1 2.2 Категория «Движение». Программа «Патрулирование» 4 2 2 2.3 Основные категории управления роботом 8 2 6 2.4 Взаимодействие робота и компьютера. Ввод и вывод данных 4 2 2 2.5 Циклы. Использование циклов. Модернизация программ движения 4 2 2 Раздел 2. Содержание Программы
12 2.6 Условия. Использование условий и сенсоров 8 2 6 2.7 Использования робота как устройства управления персонажем 4 2 2 2.8 Движение по линии. Обход препятствий 6 2 4 2.9 Взаимодействие роботов через ИК-порт 6 2 4 2.10 Модернизация робота элементами конструктора Lego. Текущий контроль 8 2 6 практическая работа 3. Раздел 3. Продвинутая робототехника 30 12 18 3.1 Обзор расширений. Примеры проектов с расширениями 2 2 - 3.2 Расширение для персонажей «Перо». Рисование посредством кода 4 2 2 3.3 Расширение для персонажей «Музыка» 2 1 1 3.4 Расширение для персонажей. Работа с данными. Основы работы с нейросетями 8 2 6 3.5 Расширение для робота «ИК-пульт». Управление роботом посредством пульта 2 1 1 3.6 Расширение для робота «Трансляция режима загрузки». Использование робота в режиме загрузки 4 2 2 3.7 Расширение «Интернет вещей». Подключение робота к Wi-Fi. Расширение «Облачное сообщение пользователя». Текущий контроль 8 2 6 практическая работа 4. Раздел 4. Проектная деятельность 24 8 16 4.1 Основы проектной деятельности. От идеи к реализации 6 4 2 4.2 Разработка и реализация проекта 8 - 8 4.3 Подготовка презентации проекта 4 2 2 4.4 Итоговое занятие «Робот-Панда. Основы робототехники». Промежуточная аттестация 4 - 4 презентация проекта 4.5 «Мой выбор». Стоит ли учиться на робототехника? 2 2 - Всего часов: 148 52 96
13 Тема 1.1 Вводное занятие «Мой Дворец»: история Дворца пионеров. Инструктаж по технике безопасности. Особенности курса (2 часа) Теория (2 часа) Беседа об истории Дворца и его традициях. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с особенностями курса. Беседа о робототехнике. Тема 1.2 Знакомство с программой mBlock. Основные элементы программы. Основные алгоритмические конструкции (4 часа) Теория (2 часа) Интерфейс программы mBlock. Основные элементы интерфейса. Понятие «Алгоритм». Линейные алгоритмы и алгоритмы ветвления. Способы представления алгоритмов. Практика (2 часа) Создание нескольких новых персонажей. Создание и изменение фонов. Создание словесного описания алгоритма своего плана дня. 2.2 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Робот-Панда. Основы робототехники». Раздел 1. Основы алгоритмизации (40 часов). Тема 1.3 Основные категории работы с персонажем. Создание простых алгоритмов (8 часов) Теория (2 часа) Блоки категорий «Движение», «Внешность», «События» и «Управление». Способы запуска программы работы персонажа. Перемещение и поворот персонажа. Координатная сетка. Практика (6 часов) Написание кода для перемещения персонажа по экрану программным способом и ручным управлением. Создание простого мультфильма. Тема 1.4 Анимация персонажа. Спрайты (4 часа) Теория (2 часа) Понятие «Спрайт». Редактор спрайтов. Изменение костюмов персонажа. Практика (2 часа) Создание собственного персонажа. Анимация персонажа путем изменения костюмов. Редактирование и улучшение созданного мультфильма за счет анимации и изменения костюмов персонажа.
14 Тема 1.5 Категория «Операторы». Математические действия. Переменные (4 часа) Теория (2 часа) Операторы математических действий. Использование математических действий при перемещении персонажа по экрану. Понятие «Переменные». Встроенные переменные. Создание собственных переменных. Использование переменных в программе Практика (2 часа) Написание кода для движения персонажа от края до края. Перенос персонажа от одного края экрана к другому. Остановка персонажа при определенных значениях переменных. Тема 1.6 Категория «Сенсоры». Использование условий (4 часа) Теория (2 часа) Категория «Сенсоры». Использование сенсоров при создании условий. Взаимодействие нескольких персонажей. Скрытие и показ персонажей. Эффект «Прозрачность». Практика (2 часа) Модернизация программы передвижения персонажа. Проверка столкновений персонажей с использованием сенсоров и условий. Тема 1.7 Игра «Падающие фрукты» (6 часов) Теория (2 часа) Очки и подсчет очков в игре. Случайное число. Варианты использование случайных чисел. Клонирование персонажа. Практика (4 часа) Создание игры с персонажем, который ловит падающие объекты. Использование случайных чисел при появлении объектов. Система подсчета очков. Тема 1.8 Игра «Истребитель». Текущий контроль (8 часов) Практика (8 часов) Используя за основу игру «Падающие фрукты» разработать игру со стреляющим персонажем. Текущий контроль. Раздел 2. Робот Codey Rocky (54 часа). Тема 2.1 Знакомство с роботом Codey Rocky. Ручное управление роботом (2 часа) Теория (1 час) Устройство робота Codey Rocky. Основные элементы робота. Исполь-
15 Тема 2.2 Категория «Движение». Программа «Патрулирование» (4 часа) Теория (2 часа) Подключение робота к программе. Знакомство с категорией «Движение»: движение прямо, поворот, остановить движение. Изучение сложных команд блока «Движение». Ограничения при движении. Практика (2 часа) Написание кода для движения робота по прямой линии с разной скоростью. Использование блоков «поворот» и «остановить движение. Создание программы «Патрулирование». Тема 2.3 Основные категории управления роботом (8 часов) Теория (2 часа) Категории «Эмоции», «Внешность», «Динамик», «Освещение». Использование экрана робота для вывода Тема 2.4 Взаимодействие робота и компьютера. Ввод и вывод данных (4 часа) Теория (2 часа) Использование переменных при взаимодействии с роботом. Использование клавиатуры для вывода информации на экран робота. Текстовые переменные. Использование текстовых переменных. Практика (2 часа) Вывод текста на экран робота в режиме «Жить». Использование различных вариантов использования переменных при взаимодействии робота и компьютера. зование приложения на мобильном телефоне для управление роботом. Практика (1 час) Используя приложение, обойти полосу препятствий. информации. Звук, мелодия, частота, громкость. Изучение основ составления мелодий. Практика (6 часов) Использование блоков «Эмоция» и «Динамик» вместе с блоками «Движение». Выведение изображении и слов на экран. Использование различных цветов подсветки при выполнении команд «Движение» и «Эмоции». Модернизация программы «Патрулирование». Создание простых мелодии.
16 Тема 2.5 Циклы. Использование циклов. Модернизация программ движения (4 часа) Теория (2 часа) Использование циклов в процессе управления роботом. Упрощение и модернизация программ движения. Практика (2 часа) Дополнить код программы робота-патрульного циклами. Тема 2.6 Условия. Использование условий и сенсоров (8 часов) Теория (2 часа) Использование условий в работе с роботом. Команды категории «Сенсоры». Датчики света, цвета, звука. Гироскоп. Практика (6 часов) Вывод на экран разных сообщений при соблюдении и не соблюдении условий. Использование в программе разные реакции робота из категории «Эмоция» в зависимости от распознаваемого цвета, от яркости окружающего и отраженного света. Тема 2.7 Использования робота как устройства управления персонажем (4 часа) Тема 2.8 Движение по линии. Обход препятствий (6 часов) Теория (2 часа) Основные принципы движения робота по линии. Особенности датчика черной линии. Датчик расстояния. Особенности ультразвукового датчика расстояния. Практика (4 часа) Создание программ движения робота по линии и обхода препятствий. Тема 2.9 Взаимодействие роботов через ИК-порт (2 часа) Теория (1 час) Использование инфракрасного порта для передачи сигнала между роботами. Теория (2 часа) Возможности использования робота как контроллера. Использование кнопок и гироскопа для управление персонажем. Практика (2 часа) Модернизация игры «Падающие фрукты» с использованием робота как контроллера.
17 Тема 2.10 Модернизация робота элементами конструктора Lego. Текущий контроль (8 часов) Теория (2 часа) Основные элементы конструктора Lego Mindstorm. Возможности модернизации робота элементами конструктора. Зубчатые передачи. Передаточное отношение Практика (6 часов) Дополнение робота различными элементами конструктора Lego. Использование зубчатых колес. Прохождение лабиринта. Текущий контроль. Практика (1 час) Управление роботом посредством другого робота, используя ИК-порт. Тема 2.10 Модернизация робота элементами конструктора Lego. Текущий контроль (8 часов) Теория (2 часа) Основные элементы конструктора Lego Mindstorm. Возможности модернизации робота элементами конструктора. Зубчатые передачи. Передаточное отношение Раздел 3. Продвинутая робототехника (30 часов). Практика (6 часов) Дополнение робота различными элементами конструктора Lego. Использование зубчатых колес. Прохождение лабиринта. Текущий контроль. Тема 3.1 Обзор расширений. Примеры проектов с расширениями (2 часа) Теория (2 часа) Понятие «Расширение». Расширение для устройств и персонажей. Примеры программ с использованием расширений. Тема 3.2 Расширение для персонажей «Перо». Рисование посредством кода (4 часа) Теория (2 часа) Основные команды расширения «Перо». Использование циклов и переменных для рисования сложных объектов. Математические функции. Построение графиков.
18 Практика (2 часа) Выполнение сложных рисунков с использованием циклов и переменных. Тема 3.3 Расширение для персонажей «Музыка» (2 часа) Теория (1 час) Основные команды расширения «Музыка». Высота звука и нота. Темп. Практика (1 час) Создание простых мелодий. Тема 3.4 Расширение для персонажей. Работа с данными. Основы работы с нейросетями (8 часов) Теория (2 часа) Работа с облачными сервисами. Построение диаграмм данных, получение климатических показателей. Использование Google таблиц. Практика (6 часов) Построение диаграмм данных с использованием таблиц Google. Тема 3.5 Расширение для робота «ИК-пульт».Управление роботом посредством пульта (2 часа) Теория (1 час) Передача данных с инфракрасного пульта. Практика (1 час) Использование пульта для управление роботом. Тема 3.6 Расширение для робота «Трансляция режима загрузки». Использование робота в режиме загрузки (4 часа) Теория (2 часа) Передача сообщений в режиме «Загрузка». Использование данных переданных в сообщении Практика (2 часа) Использование робота для управление персонажем. Передача данных в режиме загрузки. Тема 3.7 Расширение «Интернет вещей». Подключение робота к Wi-Fi. Расширение «Облачное сообщение пользователя».Текущий контроль (8 часов)
19 Теория (2 час) Подключение робота к сети Wi-Fi. Использование облачных сообщений пользователя. Практика (6 час) Использование компьютера для удаленного управление роботом. Прохождение закрытого лабиринта, ориентируясь на показания датчиков, передаваемых по сети Wi-Fi. Текущий контроль. Раздел 4. Проектная деятельность (24 часа). Тема 4.1 Основы проектной деятельности. От идеи к реализации (6 часов) Теория (4 часа) Актуальность проекта. Постановка цели и задач проекта. Проектная документация. Примеры проектов. Практика (2 часа) Выбор темы проекта. Актуализация проекта, постановка цели. Определение задач проекта. Тема 4.2 Разработка и реализация проекта (8 часов) Тема 4.3 Подготовка презентации проекта (4 часа) Теория (2 часа) Редактор презентаций PowerPoint. Правила и особенности подготовки презентации проекта. Практика (2 часа) Оформление презентации проекта. Тема 4.4 Итоговое занятие «Робот-Панда. Основы робототехники». Промежуточная аттестация (4 часа) Практика (4 часа) Подведение итогов. Презентация проекта. Тема 4.5 «Мой выбор».Стоит ли учиться на робототехника? (2 часа) Теория (2 часа) Робототехника в современном мире. Где используются роботы. Важность профессии. Будущее робототехники. Практика (8 часов) Реализация задач проекта. Анализ деятельности. Корректировка проекта.
20 Критерии 1 балл 2 балла 3 балла Программирование Технологическая сложность Игра не работает, имеет трудночитаемый код Игра работает, имеет трудночитаемый код: имеются нерабочие скрипты, которые визуально усложняют проверку; имеются скрипты, не имеющие логической структуры Игра работает без сбоев и имеет понятный программный код. Рационально используются линейные, условные и циклические алгоритмы, могут использоваться переменные, списки, клоны и другие блоки Содержание игры Содержит только игровой период Содержит только начало или завершение с игровым периодом Содержит начало (заставку со спрайтом «начать игру» и спрайт, отвечающий за правила), игровой период, логические завершения (победа/проигрыш0 Количество уровней сложности Игра содержит 1 уровень Игра содержит 2 уровня Игра содержит 3 уровня Презентация игры Качество презентации Обучающийся для демонстрации игры подготовил речь, в которой содержится приветствие и краткое описание игры. Обучающийся не смог ответить на вопросы педагога о работе программы Обучающийся для демонстрации игры подготовил речь, в которой содержится приветствие и краткое описание игры. Обучающийся смог частично ответить на вопросы педагога о работе программы (допустил 1 ошибку или 2 неточности) Обучающийся для демонстрации игры подготовил речь, в которой содержится приветствие и описание игры (цель, задачи и содержание игры). Обучающийся ответил на все вопросы педагога 1 - 5 баллов - обучающийся освоил раздел на низком уровне; 6 - 9 баллов - обучающийся освоил раздел на среднем уровне; 10 - 12 баллов - обучающийся освоил раздел на высоком уровне. Контрольно-измерительные материалы дополнительной общеобразовательной программы «Робот-Панда. Основы робототехники» Форма контроля: практическая работа. Задание: создать игру с использованием спрайтов самолетов. Использовать в игре циклы, звуки, повороты персонажей; уметь клонировать персонажей и использовать подсчет очков. Продемонстрировать игру группе. Работа обучающихся оценивается в соответствии со следующими критериями: Текущий контроль. Раздел 1. Основы алгоритмизации
21 Форма контроля: практическая работа. Задание: запрограммировать робота на прохождение лабиринта с различными элементами. Не выйти за рамки контрольного времени прохождения в 5 минут. Работа обучающихся оценивается в соответствии со следующими критериями: 1) владение терминологией, связанной с робототехникой, информатикой (0-4 балла); 2) знание приемов сборки и программирования робототехнических устройств (0-4 балла); 3) работоспособность программы (0-4 балла); 4) соблюдение техники безопасности (0-4 баллов); 5) выполнение роботом поставленной задачи (0-4 балла). Все критерии оцениваются по четырехбальной шкале: 0 – отсутствует: 1 – практически не проявляется; 2 – присутствует частично; 3 – присутствует в полной мере. 0 - 5 баллов - обучающийся освоил раздел на низком уровне; 6 - 15 баллов - обучающийся освоил раздел на среднем уровне; 16 - 20 баллов - обучающийся освоил раздел на высоком уровне. Раздел 2. Робот Codey Rocky Раздел 3. Продвинутая робототехника Форма контроля: практическая работа. Задание: запрограммировать робота на прохождение закрытого лабиринта с различными элементами. Для управления роботом использовать компьютер. Осуществить подключение робота и компьютера через сеть Wi-Fi. Не выйти за рамки контрольного времени прохождения в 5 минут. Работа обучающихся оценивается в соответствии со следующими критериями: 1) владение терминологией, связанной с робототехникой, информатикой (0-4 балла); 2) знание приемов сборки и программирования робототехнических устройств (0-4 балла); 3) работоспособность программы (0-4 балла); 4) соблюдение техники безопасности (0-4 баллов); 5) выполнение роботом поставленной задачи (0-4 балла). Все критерии оцениваются по четырехбальной шкале: 0 – отсутствует: 1 – практически не проявляется; 2 – присутствует частично; 3 – присутствует в полной мере. 0 - 5 баллов - обучающийся освоил раздел на низком уровне; 6 - 15 баллов - обучающийся освоил раздел на среднем уровне; 16 - 20 баллов - обучающийся освоил раздел на высоком уровне. Итоговый контроль. Форма контроля: презентация проекта.
22 Обучающиеся проводят презентацию своего проекта «Создание модели робота по выбранной теме». Уровень освоения материала Критерии оценивания высокий Креативное конструирование и программирование модели «своего» робота. Обучающийся 1) умеет самостоятельно определять технические характеристики (2 балла); 2) умеет самостоятельно планировать работу по конструированию механизмов роботов для решения нестандартных задач (2 балла); 3) умеет самостоятельно конструировать (2 балла) и программировать модели роботов за определенное педагогом время (2 балла); 4) использует два и более датчиков (3 балла); 5) умеет презентовать свою работу, аргументировать и доказывать свою точку зрения. Презентация отличается яркой индивидуальностью (3 балла) средний Конструирование и программирование робота по заданной теме. Обучающийся: 1) умеет определять технические характеристики (1 балл); 2) умеет планировать работу по конструированию механизмов роботов (1 балл); 3) умеет конструировать (1 балл) и программировать (1 балл) модели роботов по схемам; 4) использует не менее одного датчика (2 балла); 5) презентует работу с использованием специальных терминов и понятий, но допускает неточности по сути раскрываемых вопросов (2 балла) низкий Конструирование и программирование робота по схеме. Обучающийся: 1) умеет конструировать модели роботов по схеме (1 балл); 2) умеет программировать по образцу (1 балл); 3) презентуя свою работу, допускает серьёзные ошибки по содержанию (1 балл) 0 - 3 балла - обучающийся освоил образовательную программу на низком уровне; 4 - 8 баллов - обучающийся освоил образовательную программу на среднем уровне; 9 - 14 баллов - обучающийся освоил образовательную программу на высоком уровне.
23 Примерный перечень тем проектных работ: 1. Робот – охранник. 2. Робот – проводник. 3. Робот – собеседник. 4. Игра по типу «Поймай предмет». 5. Робот – «повторюша». Использование эмоций. 6. Программа-тренажер устного счета. 7. Дистанционное управление роботом. 8. Робот – разведчик. 9. Детектор движения и присутствия. 10.Компоненты умного дома.
24 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Возраст учащихся: 10 - 14 лет Срок реализации: 11 недель Дата разработки: 2023 год Направленность: техническая Уровень освоения: базовый Объем: 44 часа Срок освоения: 11 недель. Авторы-составители: Доможиров Алексей Борисович, методист, ПДО Изюмов Евгений Сергеевич, ПДО Раздел 1. Пояснительная записка «Интеграция. Робототехника» Форма обучения: очная. Программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий Виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, презентация проекта Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа Актуальность Программы обусловлена социальным заказом общества на технически грамотных специалистов в области робототехники. Сейчас в России наблюдается острая нехватка технических кадров, а это серьезная проблема, тормозящая развитие экономики страны. Необходимо вернуть массовый интерес молодежи к научно-техническому творчеству. Наиболее перспективный путь в этом направлении - это робототехническое направление, позволяющее в игровой форме знакомить обучающихся с наукой и техникой. Использование образовательных роботов позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию мышления разработчика и инженера. В процессе работы с роботами Codey Rocky обучающиеся приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Codey Rocky обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет обучающимся получить результат в пределах нескольких занятий. И при этом возможности в использовании роботов очень широкие, и такой подход позволяет обучающимся усложнять поставленные задачи и составлять более сложные программы, проявлять самостоятельность в изучении темы. Воспитательный потенциал Программы. На занятиях в рамках реализации Программы оказывается воспитательное воздействие на обучающегося, способствующее его включению в плодотворное творчество, формируя самопознание, ценности, наполняя жизнь смыслом. Личностные результаты достигаются через формирование у обучающихся представ-
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2