Поможем ребенку остаться талантливым!
АЛЕКСАНДР ЗЕЛЬМАНОВИЧ ИОГОЛЕВИЧ

 

«Из подростков созидаются поколения»,
 Ф.М.Достоевский


     Его называли детским профессором, главным Вожатым, Учителем Его искренности, самозабвенности, энергии, организованности, преданности своему делу, умению мыслить масштабно нельзя было не позавидовать.
        Александр Зельманович родился 13 ноября 1934 года в городе Днепропетровске в семье сталевара. Его отец, Зельман Александрович Иоголевич (1905-1988) в Днепропетровск переехал в 1926 году, где по 1941 год работал на Трубопрокатном заводе сталеваром. В 30-е годы был участником стахановского движения, за выполнение нескольких норм за смену получил звание "стахановец". В августе 1941 г., поскольку был признан негодным по состоянию здоровья для службы в армии (один глаз у него не видел из-за травмы, полученной в детстве), эвакуировался с семьей из Днепропетровска. Работал молотобойцем в Кабардино-Балкарской АССР, в Ташаузской области Туркменской АССР. Маленький Саша в Туркмении начал свой трудовой путь: работал на уборке хлопка. По мобилизации в 1943 г. Зельман Александрович был направлен на Урал в город Челябинск на строительство № NN Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Вскоре в Челябинск прибыла вся семья (жена и двое детей: Александр и Нина). С 1943 г. и до выхода на пенсию в мае 1959 г. Зельман Александрович работал на Челябинском электровозо-ремонтном заводе, в том числе, в должностях старшего мастера, контрольного мастера, начальника литейного цеха. Имел звание НКПС инженер-лейтенант тяги. Был награжден несколькими медалями, в том числе, «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг.». Мама, Иоголевич (Шнейдерман) Мария Моисеевна (1910-1995), после переезда в Челябинск занималась воспитанием детей и внуков. «Родители у него были изумительные: простые, добрые, заботливые, сердечные», - рассказывала жена Александра Зельмановича.
        В Челябинске десятилетний Саша стал читателем библиотеки имени М. Горького. «Саша, начиная с детских лет, обладал исключительной активностью во всем и неисчерпаемым жизнелюбием. Он был очень трудолюбив. У него всегда было много друзей», - скажет Нина Михайловна Мухина, заведующая библиотекой, ставшая его верным другом на всю жизнь.
Сначала 9-ая школа, потом вечерняя и техникум, он член бюро райкома комсомола. Общественная работа с молодежью как-то незаметно стала главным делом. Уже в августе 1952 года он - старший пионервожатый 50-й школы. Ее выпускник Радий Николаевич Кремлев вспоминает: «Наша гвардейская 50-ая школа, в которой обучались одни парни, встретила нового вожатого по-мужски сдержанно: доверие у нас заслужить было непросто. Он, невысокий, тоненький, с неизменным красным галстуком на шее, с пышной неуправляемой челкой, предметом зависти всех пионеров-гвардейцев (нас в то время до седьмого класса стригли наголо), как-то незаметно стал нам другом. Он понимал нас с полуслова, со всеми находил общий язык, голоса не повышал, наверно, поэтому ему не приходилось повторяться». Работать было нелегко, у многих мальчишек отцы не вернулись с войны. По воспоминаниям его коллеги Валентины Григорьевны Тарасенко:«Саша стал для ребят чутким наставником, старшим братом». Работа в дружине кипела. Постоянно организовывались встречи с интересными людьми, активно работали кружки юных натуралистов, художественной самодеятельности, пионеры давали концерты в красных уголках, общежитиях рабочих, в школе регулярно выпускалась газета «Кошуковец», названная в честь Олега Кошевого. Интересно и торжественно проходили шахматные и шашечные турниры, традиционные спортивные праздники. Массовым стало и увлечение театром. Сам вожатый пишет сценарии, ставит спектакли, запись одного из них прозвучала на весь Челябинск по радио. А сколько супружеских пар впервые встретились на чудных вечерах, к которым кропотливо и серьезно готовились мальчишки 50-й школы, куда приглашались девочки из 44-й школы. Сам Александр Зельманович вспоминал, что в те годы работа вожатого казалась ему самой важной, а то, что выгнанный с урока ученик бежал не на улицу, а в пионерскую комнату - его педагогической победой.
        1 сентября 1954 года Александр был утвержден заведующим школьным отделом Сталинского райкома комсомола, а в октябре этого же года призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в авиационных войсках в городе Спасске на Дальнем Востоке. Об этом времени у него остались только светлые воспоминания, которыми он с удовольствием делился с окружающими. Подаренный командиром серебряный портсигар Александр Зельманович бережно хранил, хотя сам никогда не курил.
        Демобилизовавшись, он в 1957 году поступает в Челябинский педагогический институт на заочное отделение математического факультета и возвращается к прежней работе. С 1957 по 1959 год работает в Сталинском райкоме комсомола сначала заведующим школьным отделом, затем вторым секретарем. «20 сентября 1958 года я приехала в Вишняки Московской области, где находилась Центральная комсомольская школа, на 4-месячные курсы, - вспоминает Мария Ивановна Иоголевич. - Дали мне ключ от комнаты. Поднимаюсь на второй этаж, пробую открыть - ничего не получается. Из соседней комнаты выходит паренек: «Привет, соседка!».
Так они встретились. По ее воспоминаниям, Саша был энергичен, инициативен, и его сразу же избирают секретарем партбюро курса. Жизнь напряженная: учеба, встречи с интересными людьми (Маресьевым, Буденым, Лановым, Харитоновым), выезды в театры, экскурсии, участие в организации Кремлевских елок. Самым ярким воспоминанием осталось празднование Нового, 1959-го, года единым интернациональным коллективом: русские, немцы, французы, итальянцы, финны, болгары, венгры, албанцы. Все участники в костюмах, взятых напрокат в театрах Москвы, праздничный бал, банкет. Четыре месяца пролетели быстро, все разъехались по домам. Мария вернулась в Брест, Александр в Челябинск. Они переписывались. Получив летом телеграмму «Встречай! Саша», она и не подозревала, что он приехал за ответом (письмо с предложением руки и сердца задержалось в пути). Когда они вернулись с вокзала, его письмо лежало на столе. Читала при нем, а потом сдавала по три зачета в день, заполняла обходной лист, прощалась с мамой, друзьями, Брестом. 6 августа 1959 года вместе с молодой женой Александр возвращается в Челябинск. В 1960 году на свет появляется сын Владимир.
        А с января 1960 Александр Зельманович снова работает в своей 50-й школе учителем математики. Теперь он осознает, что именно учителя давали его воспитанникам знания, помогающие стать настоящими гражданами своей страны, а работа вожатого была лишь составной частью сложного педагогического процесса. У него своя система, свои правила. Вот одно из них: знакомство учеников с новым материалом, которое осуществляется ступенчато. Поймут самые способные - выбирают и решают сложные задачи. Поймет класс, переходит на самостоятельную работу. А учитель объясняет тем, кому материал не дается. Александр Зельманович часто приводил в пример этот случай: «Все ребята уже трудились самостоятельно, а две девочки у доски, как я ни старался, не могли уяснить смысл разложения разности кубов. Наводящие вопросы не помогали. Наконец я не выдержал и негодующе произнес: «Сколько раз вам можно объяснять, что дважды два - шесть?!» Сначала засмеялись самые способные, их поддержали остальные, последними расхохотались мы трое, стоящие у доски. Когда все успокоились, смысловой барьер был взят с ходу». Смех снял стрессовое состояние у девочек, охладил пыл учителя.
        Вскоре 28-летний педагог становится директором челябинского Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской. Под его руководством смотры художественной самодеятельности превращаются в настоящие праздники, а в 1963 году во Дворце пионеров проходит первая конференция научного общества учащихся (НОУ). Его преемник Юрий Петрович Кропотов вспоминает: «В 1962 году приходит, да что там приходит, врывается, как вихрь, Александр Зельманович. Мыслит масштабно, идеи вроде простые, но настолько новые по сути, что голова кружится. Он не просто сплотил коллектив - он объединил нас общей идеей Дворца как центра развития личности. Принес бациллу творческого духа и заразил нас этим навсегда. За семь лет превратил Дворец в школу талантов, в подобие Академии наук». «Научное общество учащихся - его личная авторская идея. Он и идеолог, и разработчик», - утверждает Ю.П. Кропотов. Более 30 лет Александр Зельманович будет осуществлять кураторство и научное руководство НОУ, что позволит этому объединению уверенно держать первенство в стране и динамично развиваться. Он находил время и для решения организационных задач, и для работы с учащимися в качестве их научного руководителя. За вклад в дело создания и развития НОУ его учредители и вдохновители (Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской и Челябинский государственный педагогический институт) были удостоены одной из высших наград ЦК ВЛКСМ - премии Ленинского комсомола, а директор за «успешное руководство коллективом Дворца пионеров им. Н.К.Крупской» был в 1965 году удостоен серебряной медали ВДНХ.
        В октябре 1970 года Александр Зельманович поступает в очную целевую аспирантуру АПН СССР в Москве. Три года аспирантуры были временем напряженнейшей работы. Жил в Москве на сторублевую стипендию аспиранта, стараясь по возможности приезжать в Челябинск к семье, которая к тому времени уже выросла: в 1971 году родился сын Иван. В начале 1973 года защищает диссертацию «Воспитание познавательной активности старшеклассников во внешкольной работе» и получает ученую степень кандидата педагогических наук. В этом же году избирается старшим преподавателем кафедры теории и методики пионерской работы ЧГПИ.
Вспоминает Ирина Алексеевна Филиппова: «Пришел к нам на втором году жизни кафедры. Специалистов не хватало, и я, как заведующая кафедрой, очень его загружала. Поручила вести сразу после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации 5 учебных дисциплин. Молодой преподаватель не отказался и успешно справился с задачей». Увлеченный ученый, энергичный преподаватель, активный общественный деятель, он в 1973 году становится научным руководителем студенческого педагогического отряда ЧГПУ «Луч».
       В истории педагогического отряда ЧГПУ «Луч» было несколько взлетов, самому яркому и высокому из них отряд обязан А.З. Иоголевичу. Весной 1973 года под его руководством актив отряда разрабатывает «Положение о комсомольском педагогическом отряде», которое станет основой для создания в 1979 году типового положения о комсомольских педагогических отрядах, утвержденного ЦК ВЛКСМ. Продуманная система работы и отработанная программа позволят летом 1973 года педагогическому отряду успешно провести эксперимент по организации досуга детей в клубах по месту жительства. К концу 1973 года отряд вырастет с 25 человек до 153, станет отрядом круглогодичного действия. В дальнейшем научный руководитель будет вести своих подопечных к взятию новых высот. За активную воспитательную работу с учащимися, организуемую педагогическим отрядом, ЧГПИ неоднократно с 1974 по 1978 гг. признается победителем Всесоюзного смотра университетов, педагогических институтов и педагогических училищ на лучшую организацию воспитательной работы с пионерами и школьниками. Его деятельность будет удостоена наград ВДНХ. Александр Зельманович за вклад в развитие движения молодых воспитателей-энтузиастов награжден в 1982 году золотой медалью ВДНХ. С 1982 года он научный консультант методического совета по шефской работе с детьми и подростками при ЦК ВЛКСМ.
Он был одним из ответственных редакторов и составителем кафедрального сборника «Вопросы пионерской и комсомольской работы», научным руководителем и непосредственным участником создания «Комплексного плана работы по совершенствованию внешкольного воспитания учащихся Челябинской области на 1976 - 1980 гг.». В 1978 году стал доцентом, а в 1981 заведующим кафедрой теории и методики воспитательной работы ЧГПИ. Он совершенствует организацию непрерывной педагогической практики студентов, организует и активно участвует в областных и институтских конференциях.
       В 1973 году в ЧГПИ под его руководством начинает свою деятельность первая в стране научная студенческая лаборатория по проблемам внешкольного воспитания. Было опубликовано 22 работы 28 членов лаборатории, 9 студентов стали лауреатами всесоюзных и всероссийских конкурсов научных работ.
        5 ноября 1993 года Александр Зельманович был избран первым профессором кафедры ТМВР. Коллеги проголосовали единогласно. Из протокола заседания кафедры: «Александра Зельмановича характеризует работоспособность, целеустремленность, умение творчески мыслить и действовать, видеть в новом деле перспективу и поднимать на ее достижение людей. Не случайно он отмечен знаками «Отличник народного образования Российской Федерации» и «Отличник просвещения СССР».
       В начале 90-х профессор А.3. Иоголевич становится инициатором разработки областной программы по работе с одаренными детьми, принимает участие в составлении федеральной программы, становится директором научно-практического центра «Семья, одаренные дети, социальный работник». За свою деятельность Указом Президента России от 7 февраля 1995 года он награждается орденом Дружбы.
        Учебно-методическую и научную работу Александр Зельманович успешно сочетал с общественной деятельностью: куратор академических групп на факультете, заместитель председателя научно-методического совета Челябинского городского общественного университета педагогического мастерства организаторов воспитательной работы с детьми и подростками, член совета областного общественного Института конкретных социологических исследований при обкоме КПСС, член бюро областного совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина, руководитель творческого объединения областного педагогического общества, заместитель председателя совета кураторов НОУ. Работал в составе комиссии по шефской работе с детьми и подростками научно-методического совета по проблемам факультетов общественных профессий Министерства просвещения СССР, научного совета по проблемам комсомольской и пионерской работы при Президиуме АПН СССР, Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина.
        Последние годы его жизни были временем проявления невероятного мужества и силы духа. В апреле 1995 года ему, больному диабетом, делают операцию. Раны не заживают, не прекращаются боли, а он рвется на форум «Дети, молодежь, общество». Удержать было невозможно: отказывался верить, что существует на свете сила, способная помешать его работе. Он всегда действовал, иначе жить не мог. И врачи, понимая это, накачали лекарствами, отпустили.
        Избежать второй операции, к сожалению, не удалось. Но уже в июле Александр Зельманович, закрыв больничный лист, мчится в Москву отчитываться о работе научно-практического центра, доказывать необходимость и значимость работы с одаренными детьми. Он хотел помочь каждому ребенку раскрыть себя, поверить в свой дар, полюбить творчество. Сам Учитель был мастером от Бога. «Делать творчески» - его любимое словосочетание. Жена вспоминает, как спешил он к телефону, когда стихала боль, как тосковал по своим «ноушатам». А сколько было планов!
        21 июля 1997 года Александр Зельманович ушел из жизни.
       О человеке судят по тому, какой след он оставил. Сегодня энергично действует научное общество учащихся, работает студенческий педагогический отряд ЧГПУ «Луч».
        Остались его научные труды, их список составил внушительную цифру в 142 наименования.
       В год 40-летия НОУ, перед началом юбилейной научно-практической конференции-форума НОУ «Интеллект XXI века» проходила церемония открытия мемориальной доски памяти А.З.Иоголевича. И каждый, кто поднимается на крыльцо нашего Дворца, может прочесть: «Здесь работал профессор, выдающийся педагог, организатор городского научного общества учащихся, автор программы «Одаренные дети» Иоголевич Александр Зельманович».
        Сыновья Александра Зельмановича помнят слова отца: «В двух вещах нельзя влиять: в выборе спутника жизни и профессии». Он ничего не навязывал, но, как скажет старший сын Владимир: «Дело отца распространялось как-то само собой на все сферы нашей жизни». Коллеги вспоминают, что Александр Зельманович всегда очень хорошо относился к людям, никого никогда не осуждал, он часто повторял: «Я в вас верю». Может быть, потому за ним всегда шли и все получалось.

 

Елена Михайловна Харланова, кандидат педагогических, наук, доцент ЧГПУ

 

Из воспоминаний коллег, друзей, родных:


Новоселов Владимир Николаевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Челябинского филиала Уральской академии государственной службы:

«Самой колоритной фигурой пионерско-комсомольского фланга факультета (исторического факультета ЧГПИ) был, несомненно, Александр Зельманович Иоголевич. Его ум был настолько глубок, а опыт жизни столь велик, что каждое его слово воспринималось как откровение. Студенты жадно ловили интереснейшую и полезную информацию, которой был буквально пропитан этот все понимающий педагог с грустными глазами. Он все видел, все знал и очень точно чувствовал момент, когда в его совете, добром слове нуждались студенты, и великодушно делился с молодежью богатством своей души. Горел сильным, ровным пламенем. Очень любил своих сыновей. Мы даже немного завидовали его мальчишкам, что у них такой отец!»

Филиппова Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент ЧГПУ:

«В 1977 году накануне очередного слета педагогических отрядов в Челябинске оказался композитор Владимир Шаинский. Александр Зельманович воспользовался этой приятной неожиданностью. Вместе с группой педотрядовцев встретился с популярным автором детских песен, пригласил его на слет и уговорил написать музыку для песни о педотряде, сочиненной студенткой историко-педагогического факультета Леной Шолоховой. Надо было видеть и слышать восторг зала, когда на сцену поднялся Шаинский и впервые исполнил песню о педотряде. Так появился гимн педотрядовцев, который поют студенты в России и ближнем зарубежье»

Иоголевич Владимир Александрович, старший сын:

«Отец был человеком разносторонним. Ему было все интересно: человек, дело, наши детские проблемы, чем живет страна и что происходит в мире. В нем шла непрерывная внутренняя работа. Ему, возможно, не хватило времени реализовать новые идеи последних лет, но в пределах каждого десятилетия своей жизни он самореализовывался комплексно и разносторонне - и в педагогических идеях, и в организаторской деятельности»

Иоголевич Иван Александрович, младший сын:

«Смог бы вписаться отец в сегодняшнюю действительность? Не просто бы вписался, он смог бы и влиять на нее. Он был очень сильным и деятельным человеком. Никогда не оценивал людей, не переходил на личности. Имел привычку, прежде всего, анализировать и оценивать ситуацию, потому что понимал, что один и тот же человек в разных ситуациях проявит себя по-разному. Обсуждения же персон проходили как-то мимо него. Его это не занимало. В конкретных же случаях проявлял исключительную проницательность, и тут его совет был просто необходим. А нам всегда давал понять, что ни свое имя, ни свой авторитет не станет использовать для решения наших личных проблем»

Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор:

«Александр Зельманович действительно верил в доброту людей, а мы верили в него, в нашего Учителя. Верили, когда трудно решалась какая-либо проблема, Александр Зельманович ее непременно решит. Он не умел тихо жить. Он свободно входил в кабинет любого начальника и говорил при этом: «Не для себя прошу, а ради детей, ради будущего». Он прекрасно прогнозировал это будущее»

Кузнецова Тамара Николаевна, заместитель директора Дворца пионеров и школьников:

«Александр Зельманович очень торопился жить, сделал много, он сделал бы больше, но не успел. Уважающий чужое мнение, даже если оно не совпадало с его собственным, он умел радоваться успехам других так, как не радовался своим. Так просто он дарил свои идеи, и не ждал благодарности за их реализацию и полученный результат. Умение разглядеть в каждом педагогическую «изюминку», помочь раскрыться, поддержать инициативу – вот его педагогическое кредо»

Верещинская Ольга Владимировна, заместитель директора Дворца пионеров и школьников, заслуженный работник культуры РФ:

«Александр Зельманович был интересным человеком, «большим ребенком», фантазером и мечтателем. Очень общительный человек, легко находил общий язык с любым. Как-то рассказывал о том, как познакомился в 60-х годах с Ю.А. Гагариным, первым космонавтом земли. Будучи в Москве в ЦК ВЛКСМ и случайно оказавшись с ним рядом лифте, проговорил идею о создании школы будущих космонавтов во на базе Дворца и Челябинского авиационного училища штурманов. Получил одобрение и в 1964 году создал школу, которая существует и по сей день»

Быкова Валентина Ивановна:

«Александр Зельманович всегда опережал время. Ему, мне так кажется, жилось легко. Потому что он никогда не делал того, что противоречило его жизненной позиции, его нравственным идеалам. Он всегда был искренним: в словах, делах, поступках. Его интерес к каждому из нас был настоящим, как и неподдельным был глубочайший интерес к событиям страны, города, нашего Дворца. Он учил нас планетарному мышлению, умению подняться над текучкой дел, увидеть главное»