Дворец стал вторым домом не для одного поколения мальчишек и девчонок города Челябинска. А началась его история 28 февраля 1940 года в Центре внешкольного воспитания, который размещался в небольшом 2-х этажном помещении по ул. Коммуны.
Первым директором Дома пионеров стала Неонила Адольфовна Вайнер. В 1940 году в Доме пионеров работали 24 кружка, где занималось 300 школьников. В годы Великой Отечественной войны здание Дома пионеров было передано в распоряжение военных медиков, а кружки были распределены по школам города. Воспитанники давали в госпиталях шефские концерты, помогали семьям фронтовиков.
После войны кружковцы вновь собрались под одной крышей, это было в 1949 году. Дом пионеров разместился тогда в помещении картиной галереи, заняв несколько комнат. Было тесно, но педагогический коллектив делал все для того, чтобы детям было интересно. В начале 50-х годов большой популярностью пользовался кружок юных вышивальщиц (руководитель Чернова Тамара Васильевна), туристско-краеведческая секция (первый руководитель Кропотов Юрий Петрович), школа бального танца (руководитель Рязанова Маргарита Александровна); начал свою работу литературный кружок под руководством детской писательницы, члена Союза писателей Преображенской Лидии Александровны.
В середине 50-х годов в 180 кружках, 18 клубах, 22 профильных объединениях занималось 6500 учащихся. В это время остро встаёт вопрос о новом здании для Дома пионеров. Благодаря заведующей ГОРОНО Стреловой Ольге Ивановне в сентябре 1956 года строители вручили детям ключ от Дворца на Алом поле (ныне - административный корпус ДПШ). Приказом Министерства просвещения от 20.08.1956 г. Дом пионеров был переименован во Дворец пионеров и школьников.
В 60–е годы Дворец стремительно «набирает высоту» - появляются новые коллективы, новые направления деятельности, которые предоставляют детям разного возраста возможность самореализации. Эти годы ознаменованы рождением НОУ – Научного общества учащихся, в котором учащиеся старших классов вместе с учеными вузов изучают основы естественных, технических, гуманитарных наук. Начинает активную работу городской комсомольский штаб « Ровесник», городской пионерский штаб «Орленок».
2 ноября 1967 года за активную работу коллектива и на основании краеведческих материалов о связи Н.К.Крупской с Южным Уралом Дворцу было присвоено имя Надежды Константиновны Крупской. В этом же году Дворец пионеров и школьников стал победителем Всесоюзного смотра внешкольных учреждений.
Воспитанники Дворца, занимаясь в различных коллективах, не только получают знания и приобретают определённые умения и навыки, но и ведут большую общественную работу – это операции « Зеленый наряд Отчизны», «Мартенам города – пионерский металл», « Знай и люби свой край» и много других интересных дел.
К концу 60-х годов в ДПШ занималось уже около 11 тысяч ребят.
Открытие двух новых корпусов Дворца в 1978 году все больше расширяет границы учреждения и позволяет педагогам и воспитанникам добиться самых высоких результатов в творчестве, научных исследованиях, спорте.
В 1982 году Челябинским горисполкомом Дворцу пионеров и школьников им.Н.К.Крупской присвоено почётное звание - «Учреждение высокой культуры».
В эти годы:
В 1993 году во Дворце начинают работать много новых коллективов, в которых предлагается обучение по комплексным программам:
Психологи Дворца совместно с педагогами организуют особые формы для работы с талантливыми детьми в рамках объединения «Лицей «Экология творчества».
Очень популярным среди младших школьников города становится клуб «Лего», который достойно выступает на Всесоюзных и международных фестивалях.
В год 60-летия Дворца, в 2000 году, коллективу ДПШ им.Н.К.Крупской объявлена Благодарность президента РФ Путина В.В.: «За заслуги в обучении, развитии и совершенствовании творческого потенциала подрастающего поколения».
К 70–летнему юбилею Дворца пионеров и школьников городская Администрация вручила педагогическому коллективу общественную премию «Признание» за плодотворную многолетнюю деятельность по развитию дополнительного образования.
Как и много лет назад в стенах Дворца живет дух творчества и продолжается преемственность традиций. Педагогический коллектив «дарит детям вдохновенье», успешно решает задачи творческого роста и совершенствования юного поколения челябинцев в разных направлениях деятельности.
Молодые педагоги достойно продолжают традиции педагогического мастерства ветеранов Дворца. Память талантливых педагогов–ветеранов увековечена в названии некоторых творческих объединений: студия эстрадного вокала имени Якова Абрамовича Вейцкина, изостудия имени Ивана Ивановича Архипцева, а также в названии традиционных ежегодных городских соревнований по ракетомодельному спорту имени Сергея Петровича Рахманова и городского конкурса по начальному техническому моделированию памяти Зинаиды Ильиничны Потапенко.
Администрацией и педагогическим коллективом Дворца лучшему педагогу учреждена Премия имени Александра Зельмановича Иоголевича – талантливого ученого, педагога, который возглавлял педагогический коллектив с 1962 по 1969 год.
С 1969 по 2002 год Дворцом пионеров руководил Кропотов Юрий Петрович, Почетный гражданин города Челябинска, Заслуженный работник культуры.
В 2002 - 2010 годах директором Дворца являлся Берсенев Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, лауреат премии «Ювента» за заслуги в реализации молодежной политики в городе Челябинске.
В 2010 - 2015 годах МАУДОД ДПШ руководил Иоголевич Иван Александрович, педагог, Почетный работник общего образования РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2005».
С 2015 года Дворцом пионеров и школьников им. Н.К.Крупской руководит Смирнова Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, Почётный работник общего образования РФ.
12 декабря 2015 года МАУДОД ДПШ был переименован в Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска».
Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской встречает детей уже более 70-ти лет. С тех пор десятки тысяч мальчишек и девчонок унесли с собой приятные воспоминания от радости общения со сверстниками и педагогами, о творческих победах, об уроках мужества и справедливости, о задушевных песнях у костра, о встречах с интересными людьми, о дружбе и первой любви. Недаром, многие из них возвращаются во Дворец в будущем и обучают новое поколение.